Путеводитель по России

Авторизация

Герб города Асбест
12345
Асбест (0 отзывов)

Город Асбест

Город Асбест

В 1885 г членом Уральского общества любителей естествознания Алексеем Ладыженским в районе Щучьего озера было открыто асбестовое месторождение. Его назвали Баженовское, так как неподалеку была расположена железнодорожная станция Баженово. Промышленность нуждалась в асбесте, поэтому потребовалась разработка месторождения. Это и стало причиной открытия у 1889 г нескольких приисков и основания поселка Куделька. Для выполнения работ использовался открытый способ. Больше всего пользовались ручным трудом. Добыча была тяжелой из-за грунтовых вод, для того, чтобы их откачивать, в 1896 г прииск «Поклевский» обзавелся первой паровой машиной для водоотлива. 1897 г стал годом открытия первой в стране асбестовой фабрики. Расположена она была в Кудельке. Позже ее переименовали в Октябрьскую и она проработала до середины пятидесятых годов прошлого века.

Рабочие жили и работали в очень тяжелых условиях. Чаще всего на приисках работали крестьяне – жители соседних деревень. Для их жилья предназначались казармы или халупы – небольшие временные избы, которые сооружали специально для того, чтобы человек жил там в течение некоторого времени. Все это приводило к частым болезням работников, и итогом стало открытие первой больницы в 1898 г. Расположена она была на Вознесенском прииске, вместительность – десять коек.

С 1901 г на карьерах стали пользоваться взрывными работами. Три года спустя проложили рельсы для того, чтобы вывозить руду. Для этого использовались вагонетки «Коппель», которые тянули лошади, а с 1910 г стали пользоваться паровозами.

Куделька тогда была практически изолированной от дорог. Для того, чтобы попасть на станцию Баженово, в пути нужно было провести целый день. Грунтовую дорогу построили в 1906 г.

В 1913 г получили самую большую выработку асбеста – двадцать две с половиной тысячи тонн. В 1927 г построили узкоколейную железную дорогу, а в 1936 г колея стала широкой.

В 1933 г у рабочего поселка Асбест появился статус города. Два года спустя построили и ввели в эксплуатацию фабрику №3 «Асбогигант», проектная мощность которой составляла восемьдесят тысяч тонн асбеста ежегодно.

Во время ВОВ проложили узкоколейные железные дороги для того, чтобы вывозить лес. Сейчас их можно увидеть в виде просек, с частично сохраненными шпалами и рельсами. На лесозаготовках работали жители города и военнопленные.

В 1969 г началась работа асбестовой фабрики№6 – самой крупной в мире.

Добавить отзыв

Вы еще не голосовали

  • Вы не авторизованы

    Введите ваши данные для обратной связи
  • Отзывы с оскорблениями будут удалены!
0%